Блог разработан в рамках реализации проекта «Блог ГМО – центр методической поддержки педагогов» БОУ города Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива"

воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Путешествие в мир химии

2 этап

 9 класс
Творческое задание
«Получение гидрокарбоната натрия»
Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции, делать расчеты; определять массовую долю (в %) полученных веществ.
Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для  пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы  индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.
Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.
Ход выполнения творческой работы:
  1. 50 мл  10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на  холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
  2. Профильтруйте раствор.  Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли. 
  3. Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время). Часть осадка растворите в воде и испытайте раствор универсальной индикаторной бумагой. Каков состав полученного продукта?
  4. Опишите происходящие процессы  с помощью  известных вам уравнений реакций.
  5. Определите массу полученной соли и рассчитайте массовую долю (в %) полученного вещества.
Оформление отчета:
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:
  • Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
  • Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  • Привести на слайдах уравнения реакций.
  • Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты.

10 класс

Расчетная задача
Предложенная задача – «графическая». Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обратите внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком).
При оценке выполнения задания будет оцениваться:
  • наглядность диаграммы: заголовки; подписи данных; обозначения отдельных точек, если это необходимо;
  • ответы на поставленные вопросы.
Формулировка расчетной задачи
Пользуясь справочными данными (температуры кипения), постройте графики зависимости температуры кипения от числа атомов углерода для первых восьми членов каждого гомологического ряда (алкилхлориды; алкилбромиды; алкилйодиды; спирты; все графики расположите на одной диаграмме) и ответьте на вопросы:
  1. Как изменяется температура кипения с увеличением числа атомов углерода в молекуле? Почему?
  2. Сравните на графике положение точек, соответствующих первым членам гомологических рядов, и точек, которые соответствуют соединениям С8 (8 атомов углерода). Почему точка «спиртов», которая оказывается в начале «выше всех», в случае С8 «сдает свои позиции»?
  3. Пользуясь встроенной функцией «ПРЕДСКАЗ», предскажите температуры кипения для спиртов, содержащих 9 и 10 атомов углерода в молекуле. Нанесите эти точки на имеющийся график. Сравните предсказанные значения со справочными данными.
Примечание: все спирты – алканолы-1 нормального строения.
Данные для задачи (температуры кипения):
С Cl Br I ОН
1 -24 3 42 65
2 12 38 72 78
3 47 71 103 97
4 78 102 130 118
5 108 129 157 138
6 134 155 180 157
7 159 179 204 176
8 183 202 226 195

Творческое задание «Получение карбоната натрия».
Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции; определять массовую долю (в %) полученных веществ.
Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для  пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы  индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.
Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.
Ход выполнения творческой работы:
  1. 50 мл  10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на  холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
  2. Профильтруйте  раствор.  Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли. 
  3. Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время); высушите на воздухе вместе с фильтром. Каков состав полученного продукта? Взвесьте полученный осадок.
  4. Соберите прибор, состоящий из горизонтально укрепленной пробирки (1) с пробкой со вставленной в нее Г-образной трубкой (2), опущенной в другую пробирку  (3) с известковой водой.
Прибор для получения карбоната натрия
 Рис. Прибор для получения карбоната натрия
  1. В пробирку (1) поместите высушенный на воздухе полученное вещество (гидрокарбонат натрия). Закройте пробирку пробкой (2) с газообразной трубкой и опустите  другой конец трубки  в пробирку (3) с известковой водой.
  2. Осторожно нагревайте пламенем спиртовки (4) пробирку (1)  – сначала всю пробирку, а потом тот участок, где находится вещество. Наблюдайте за процессами, происходящими в пробирке (3). Сначала будет вытесняться воздух, потом произойдет помутнение раствора. Когда помутнение прекратится, уберите пробирку (3), прекратите нагревание пробирки (1), дайте ей охладиться, взвесьте оставшееся вещество. Растворите его в воде и добавьте индикатор фенолфталеин или каплю  полученного раствора поместите на универсальную индикаторную бумажку. Изменился ли цвет индикатора?
  3. Опишите происходящие процессы  с помощью  известных вам уравнений реакций.
Примечание. Количества использованных веществ могут быть изменены, а описанный прибор также может быть модифицирован.
Оформление отчета:
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:
  • Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
  • Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
  • Привести на слайдах уравнения реакций.
  • Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты: определите массу полученных веществ в части 1 и части 2 (гидрокарбоната и карбоната натрия).

Комментариев нет:

Отправить комментарий