2 этап
9 класс
Творческое задание
«Получение гидрокарбоната натрия»
Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции, делать расчеты; определять массовую долю (в %) полученных веществ.
Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.
Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.
Ход выполнения творческой работы:
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:
10 класс
Расчетная задача
Предложенная задача – «графическая». Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обратите внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком).
При оценке выполнения задания будет оцениваться:
Пользуясь справочными данными (температуры кипения), постройте графики зависимости температуры кипения от числа атомов углерода для первых восьми членов каждого гомологического ряда (алкилхлориды; алкилбромиды; алкилйодиды; спирты; все графики расположите на одной диаграмме) и ответьте на вопросы:
Данные для задачи (температуры кипения):
Творческое задание «Получение карбоната натрия».
Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции; определять массовую долю (в %) полученных веществ.
Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.
Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.
Ход выполнения творческой работы:
Оформление отчета:
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:
9 класс
Творческое задание
«Получение гидрокарбоната натрия»
Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции, делать расчеты; определять массовую долю (в %) полученных веществ.
Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.
Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.
Ход выполнения творческой работы:
- 50 мл 10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
- Профильтруйте раствор. Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли.
- Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время). Часть осадка растворите в воде и испытайте раствор универсальной индикаторной бумагой. Каков состав полученного продукта?
- Опишите происходящие процессы с помощью известных вам уравнений реакций.
- Определите массу полученной соли и рассчитайте массовую долю (в %) полученного вещества.
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:
- Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
- Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
- Привести на слайдах уравнения реакций.
- Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты.
10 класс
Расчетная задача
Предложенная задача – «графическая». Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обратите внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком).
При оценке выполнения задания будет оцениваться:
- наглядность диаграммы: заголовки; подписи данных; обозначения отдельных точек, если это необходимо;
- ответы на поставленные вопросы.
Пользуясь справочными данными (температуры кипения), постройте графики зависимости температуры кипения от числа атомов углерода для первых восьми членов каждого гомологического ряда (алкилхлориды; алкилбромиды; алкилйодиды; спирты; все графики расположите на одной диаграмме) и ответьте на вопросы:
- Как изменяется температура кипения с увеличением числа атомов углерода в молекуле? Почему?
- Сравните на графике положение точек, соответствующих первым членам гомологических рядов, и точек, которые соответствуют соединениям С8 (8 атомов углерода). Почему точка «спиртов», которая оказывается в начале «выше всех», в случае С8 «сдает свои позиции»?
- Пользуясь встроенной функцией «ПРЕДСКАЗ», предскажите температуры кипения для спиртов, содержащих 9 и 10 атомов углерода в молекуле. Нанесите эти точки на имеющийся график. Сравните предсказанные значения со справочными данными.
Данные для задачи (температуры кипения):
С | Cl | Br | I | ОН |
1 | -24 | 3 | 42 | 65 |
2 | 12 | 38 | 72 | 78 |
3 | 47 | 71 | 103 | 97 |
4 | 78 | 102 | 130 | 118 |
5 | 108 | 129 | 157 | 138 |
6 | 134 | 155 | 180 | 157 |
7 | 159 | 179 | 204 | 176 |
8 | 183 | 202 | 226 | 195 |
Творческое задание «Получение карбоната натрия».
Цель работы: закрепить знания о химических реакциях, о свойствах солей угольной кислоты; формировать умения работы с веществами и химическим оборудованием; наблюдать и описывать проведенные химические реакции; определять массовую долю (в %) полученных веществ.
Оборудование и реактивы: спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, держатель для пробирки, шпатель, весы, фильтровальная бумага, аппарат Киппа, Г-образная трубка с пробкой для пробирки, штатив; 10 % р-р аммиака, соль NaCl, индикаторная универсальная бумага, растворы индикаторов лакмуса синего и фенолфталеина, известковая вода.
Техника безопасности: повторите и выполняйте правила работы с пахнущими веществами.
Ход выполнения творческой работы:
- 50 мл 10 % раствора аммиака поместить в колбу на 100 мл, насытить на холоду хлоридом натрия (взвесьте массу взятой соли).
- Профильтруйте раствор. Взвесьте остаток соли (предварительно высушенный) на фильтре, определите массу растворенной соли.
- Пропускайте в фильтрат углекислый газ из аппарата Киппа до насыщения. Выпавший осадок отфильтруйте на воронке (если осадок не будет выпадать, оставьте раствор на холоду на некоторое время); высушите на воздухе вместе с фильтром. Каков состав полученного продукта? Взвесьте полученный осадок.
- Соберите прибор, состоящий из горизонтально укрепленной пробирки (1) с пробкой со вставленной в нее Г-образной трубкой (2), опущенной в другую пробирку (3) с известковой водой.
Рис. Прибор для получения карбоната натрия |
- В пробирку (1) поместите высушенный на воздухе полученное вещество (гидрокарбонат натрия). Закройте пробирку пробкой (2) с газообразной трубкой и опустите другой конец трубки в пробирку (3) с известковой водой.
- Осторожно нагревайте пламенем спиртовки (4) пробирку (1) – сначала всю пробирку, а потом тот участок, где находится вещество. Наблюдайте за процессами, происходящими в пробирке (3). Сначала будет вытесняться воздух, потом произойдет помутнение раствора. Когда помутнение прекратится, уберите пробирку (3), прекратите нагревание пробирки (1), дайте ей охладиться, взвесьте оставшееся вещество. Растворите его в воде и добавьте индикатор фенолфталеин или каплю полученного раствора поместите на универсальную индикаторную бумажку. Изменился ли цвет индикатора?
- Опишите происходящие процессы с помощью известных вам уравнений реакций.
Оформление отчета:
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде файла презентации. Презентация включает слайды по каждому шагу синтеза:
- Создайте таблицу для занесения результатов (наблюдения, измерения и расчеты).
- Фотографии о выполнении эксперимента: исходное состояние реагентов и результат опыта.
- Привести на слайдах уравнения реакций.
- Привести на слайдах краткие ответы на предложенные вопросы и расчеты: определите массу полученных веществ в части 1 и части 2 (гидрокарбоната и карбоната натрия).
Комментариев нет:
Отправить комментарий